Общая информация
Правящая династия японских императоров не прерывается уже более полутора тысяч лет. Происхождение императорского дома окутано множеством мифов. Японский император считается божеством, и поэтому имперский дом не имеет фамилии, т.к. божествам она не нужна. По этой причине положение императора было настолько прочным, что никто и думать не мог о смене правящей династии. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора. Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны — Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.
Личность правителя была настолько неприкосновенной и священной, что ее не смели изображать в живописи, подобно синтоистскому божеству. Правда, запрет этот соблюдался не слишком жестко и изображения Тэнно все же присутствуют в японском искусстве. В те далекие времена, когда Япония называлась Ямато, императора называли Оокими (великий господин). Он считался всего лишь первым среди равных господ (кими). Однако чем больше государство росло, тем больше становилось влияние правящего дома. В седьмом веке, во времена правления Тэмму, вместо Оокими императора стали называть Тенно, что значит «небесный правитель» или «полярная звезда». Это название (кит. Тяньхуан) было заимствовано из Китая во времена Гао-цзуна (650-683). Согласно даосским представлениям Тяньхуан, являющийся верховным божеством даосского пантеона, обитает в небесном «фиолетовом дворце», откуда он управляет даосскими мудрецами (кит. Чжэньжэнь, япон. Махито). Этот же небесный порядок отображается и на земле, где идеальное государство должно быть построено таким же образом.
В древней Японии императоры имели три имени – детское, взрослое и посмертное. Самым важным считается посмертное имя. Именно оно лучше всего отражает то, что хотела внушить правящая элита. Например, посмертное имя императора Тэмму – Оки-но Махито, что означает «небесный мудрец» Тронный зал императора находится в «фиолетовом дворце» либо в зале Великого Предела. Атрибутами императорской власти в Японии являются МЕЧ, ЗЕРКАЛО, и ЯШМОВАЯ ПЕЧАТЬ. Железные мечи и бронзовые зеркала во множетсве находят при раскопках древних курганов, т.е. уже тогда полагали, что они обладают сакральной силой. Печать на всем Дальнем Востоке является атрибутом определенных властных полномочий. Ранее, до начала всеобъемлющего китайского влияния, роль печати выполняла магатама - пластина из полудрагоценного камня, выполненная в форме запятой. Все три регалии передаются из поколения в поколение при вступлении нового императора на престол. Герб императорского дома – это шестнадцатилепестковая хризантема. Китайская легенда гласит о том, что возле одной реки на скале цвели хризантемы. Роса с цветков падала в воду, и люди, которые пили воду из реки, имели отличное здоровье и долголетие. Отсюда и происходит поверье: вино, настоянное на лепестках хризантемы, продлевает жизнь до 8 тысяч лет.
Положение японских и китайских императоров в корне отличались друг от друга. Китайские императоры не считали себя божествами, они являлись лишь избранниками Неба. Согласно этой идее, приход к власти новой династии происходит по воле Неба, которое посылает знак достойному претенденту занять трон. В нынешнее время японский императорский престол наследуется только сыновьями императора. Ранее же императором в теории мог стать любой представитель правящего рода, поэтому бездетность императора не являлась проблемой. В связи с этим в Японии существовал обычай многоженства. Японские императоры не обладали всей полнотой власти и полномочий, которые имели европейские и русские монархи. Тэнно никогда не появлялся на поле военных действий в качестве командующего, он не покидал столицу, не путешествовал по стране и за границу. Главной задачей императора было пребывание во дворце, считавшемся сакральным центром государства. Тэнно участвует в ритуалах как верховный жрец синто, ему поклоняются, как живому богу. Поэтому он должен поддерживать духовную чистоту и не касаться мирских дел. Сам факт нахождения его на престоле является гарантией того, что страна живет так, как надо. От имени императора всегда провозглашались указы. Еще одной функцией тэнно было управление временем (составление в конце года календарей от имени императора) – дело, которым в древнее время занимались жрецы. Никаких чисто церковных календарей в стране не существовало. Император контролировал прошлое через летописи, которые составлялись чиновниками по его велению. Сам император был неуязвим для какой-либо критики в его адрес, так как согласно структуре власти реальными распорядительными полномочиями обладал другой человек или институт. В древности этим человеком был глава рода (он же поставлял императору главных жен), в средневековье – сёгуны, в новейшее время – парламент и правительство.
Таким образом, нынешний статус императора по конституции определяется как символ единства нации и вписывается в исторические реалии. Мало кто в современной Японии выступил бы за отмену института тэнно. Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито — 125-й.
Девизы правления
Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом «Хэйсэй» ( «Мир и спокойствие»). Систему девизов по китайскому образцу «внедрил» в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь . В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново. Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.
Перечень императоров
Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому. Имя императора (название правления) Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990) Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989 Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926 Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912 Комэй 1847 1866 Нинко 1817 1846 Кокаку 1780 1817 Гомомодзоно 1771 1779 Госакурамати 1763 1770 Момодзоно 1747 1762 Сакурамати 1735 1747 Накамикадо 1710 1735 Хигасияма 1687 1709 Рэйгэн 1663 1687 Госай 1656 1663 Гокомё 1643 1654 Императрица Мэйсё 1630 1643 Гомидзуно-о 1611 1629 Гоёдзэй 1586 1611 Огимати 1557 (1560) 1586 Гонара 1526 (1536) 1557 Гокасивабара 1500 (1521) 1526 Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500 Гоханадзоно 1429? (1429) 1464 Сёко 1412 (1414) 1428 Гокомацу 1392 1412 Гокамэяма 1383 1392 Тёкэй 1368 1383 Гомураками 1339 1368 Годайго 1318 1339 Ханадзоно 1308 1318 Гонидзё 1301 1308 Гофусими 1298 1301 Фусими (1288) 1298 Гоуда 1274 1287 Камэяма 1259 1274 Гофукакуса 1246 1259 Госага 1242 1246 Сидзё 1232 1242 Гохорикава 1221 1232 Тюкё 1221 1221 Дзюнтоку 1210 1221 Цутимикадо 1198 1210 Готоба 1183 (1184) 1198 Антоку 1180 1183 Такакура 1168 1180 Рокудзё 1165 1168 Нидзё 1158 1165 Госиракава 1155 1158 Коноэ 1141 1155 Сутоку 1123 1141 Тоба 1107 1123 Хорикава 1086 1107 Сиракава 1072 1086 Гасандзё 1068 1072 Горэйдзи 1045 1068 Госудзаку 1036 1045 Гоитидзё 1016 1036 Сандзё 1011 1016 Итидзё 986 1011 Кадзан 984 986 Эн-ю 969 984 Рэйдзи 967 969 Мураками 946 967 Судзаку 930 946 Дайго 897 930 Уда 887 897 Коко 884 887 Ёсэй 876 (877) 884 Сэйва 858 876 Монтоку 850 858 Ниммё 833 850 Дзюнна 823 833 Сага 809 823 Хэйдзэй 806 809 Камму 781 806 Конин 770 781 Императрица Сётоку 764 770 Дзюннин 758 764 Императрица Кокэн 749 758 Сёму 724 749 Императрица Гэнсё 715 724 Императрица Гэммей 707 715 Момму 697 707 Императрица Дзито (690) 697 Тэмму (673) 686 Кобун 671 672 Тэндзи (662) 671 Императрица Саймэй (655) 661 Котоку 645 654 Императрица Когёку (642) 645 Дзёмэй (629) 641 Императрица Суйко 592 628 Сусюн 587 592 Ёмэй 585 587 Бидацу (572) 585 Киммэй 539 571 Сэнка 535 539 Анкан 531 535 Кэйтай (507) 531 Бурэцу 498 506 Нинкэн (488) 498 Кэндзо (485) 487 Сэйнэй (480) 484 Юряку 456 479 Анко 453 456 Ингё (412) 453 Нандзэй (406) 410 Ритю (400) 405 Нинтоку (313) 399 Одзин (270) 310 Регент Дзингу Кого 201 269 Тюай (192) 210 Сэйму (130) 190 Кэйко (71) 130 Суйнин 29 г. до н.э. 70 Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э. Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э. Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э. Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э. Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э. Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э. Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э. Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э. Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э. Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.
|